Приобщение детей к русской традиционной культуре в условиях пандемии

Коновалова Т.Н, Целюк С.А.

педагоги дополнительного образования

ГАУДО ОЦДОД

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г. Белинский

В современном мире очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской традиционной культуры. Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое - истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно. Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных культур и традиций, что таит в себе угрозу развития равнодушия. Невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

Внимание к фольклору, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

В настоящее время педагогам дополнительного образования становиться всё сложнее приобщать детей к народному искусству, народным обрядам и традициям, причиной тому являются отсутствие семейных традиций, интереса у детей к самопознанию и саморазвитию; также не всегда положительно сказывается увлечение интернетом.

Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Обращаясь к истокам русской традиционной культуры, воспитывая детей в национальных традициях, педагогу необходимо донести до сознания учащихся, что они должны стать носителями русской народной культуры и сохранить её для потомков.

Мы хотим поделиться практическим опытом работы в условиях пандемии на примере образцового детского коллектива Кузбасса студии народного пения «Забава».

Коллектив работает по пяти дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам:

  1. «Основы народного вокала»
  2. «Народный вокал»
  3. «Народные инструменты»
  4. «Основы народного танца»
  5. «Традиции и обряды русского народа»
  • коллективе занимаются дети разных возрастных категорий: от 4 до 18 лет. Программы включают в себя работу с детьми с различными образовательными потребностями и категориями, в том числе с ОВЗ. В процессе занятий сочетаются групповые (до 15 человек), малые формы (до 3 человек) и индивидуальные занятия.

Для проведения занятий с детьми педагогами в социальной сети Контакт было создано сообщество специально для дистанционного обучения, где ежедневно освещался учебно-методический материал по всем дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Учитывая психофизиологические особенности младших, средних и старших школьников, мы применяли разнообразные формы и методы работы.

Учащимся были предложены различные тесты, викторины, творческие задания для закрепления знаний, серии мастер-классов по программам.

В своей работе педагоги дифференцированно подходили к обучению, учитывая уровень подготовки учащихся, их творческие способности, теоретические знания и практические умения. С одной группой детей это могло быть углубленное изучение учебного материала, с другой группой или индивидуально больше времени тратилось на творческие задания и т.п.

  • занятия по предметам были организованы в системах: WhatsApp, ZOOM Discord. Педагоги через экраны компьютеров или телефонов разучивали с детьми вокальные упражнения, ритмические рисунки, песенный материал, танцевальные комбинации. Учащиеся в обратной связи присылали разученный на занятиях и отработанный самостоятельно материал.

  • итогам изучения различных народных праздников и обычаев к ним приуроченных были проведены конкурсы среди учащихся по разным темам. Например, был объявлен конкурс по теме «Праздник Пасха в моей семье». Ребята очень активно откликнулись на тему конкурса и присылали большое количество фотографий и видео, как они готовились к Пасхе с родителями, выпекали куличи и красили яйца. итогам конкурса были напечатаны дипломы и выложены в чате, чтобы ребята смогли скачать и распечатать их в свои портфолио.

Хочется отметить, что и родители принимали активное участие в подобных мероприятиях. В конкурсе «Говоруньи говорили» родители на ровне с детьми участвовали и показали высокий уровень мастерства произношения скороговорок.

В этот нелегкий для всех период вся работа, в том числе и воспитательная строилась на интернет общении. Даже выбор эскизов для новой коллекции костюмов происходил онлайн. Ребята изучили сибирский традиционный костюм и выбрали свой вариант для пошива.

Несмотря на данные условия, коллектив достойно принял участие во многих творческих конкурсах, состоявшихся дистанционно. Важной задачей педагогов, работающих в условиях дистанционного обучения было сохранить интерес детей в дальнейшем изучении русских традиций, развить в них творческую активность и индивидуальность.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что педагогическая деятельность в условиях пандемии на наш взгляд, заключалась не только обучение по ДООП, но и происходило общее развитие учащихся в области традиционной народной культуры.