ПОЛОЖЕНИЕ об организации деятельности ГАУДО ОЦДОД по составлению, согласованию и утверждению образовательных программ дополнительного образования детей

  1. Общие положения
    1. Положение устанавливает единые требования к структуре, правилам оформления дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а также к содержанию и порядку работы по их составлению, согласованию и утверждению.
    2. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее Программа), ГАУДО ОЦДОД представляют собой нормативно-констатирующий документ и включают в себя следующие обязательные структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, краткое аннотированное содержание, ожидаемые результаты освоения Программы, механизм отслеживания и контроля знаний, умений и навыков, сформированных по каждому году обучения, методическое и материально-техническое обеспечение, список литературы для педагогов и воспитанников.
    3. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р (далее - Концепция) на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
    1. Дополнительные общеобразовательные программы ГАУДО ОДОД должны соответствовать:
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.),
  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
  • Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Указу Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Плану мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р)
  • Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г.),
  • Методическим рекомендациям по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09),
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 № 1493 «Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018 № 298н «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
  • Распоряжению Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.02.2013 N 182-р (ред. от 11.07.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования»;
  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05 мая 2019 г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
  • Локальные акты учреждения: устав, учебный план, правила внутреннего трудового распорядка, методические рекомендации «Требования к проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы», инструкции по технике безопасности.
    1. В ГАУДО ОЦДОД могут реализовываться следующие типы Программ:
  • дополнительная общеразвивающая программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
  • адаптированная дополнительная общеразвивающая программа - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа с учетом особенностей психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

  1. Функции Программ
    1. Программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она относится, выполняет следующие функции:
  • нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;
  • определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
  • процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития учащихся.

  1. Цели и задачи Программ
    1. Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.
    2. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
      1. Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности, профессиональная ориентация и профессионального самоопределения детей и т.п.
      2. Воспитательные задачи: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания; адаптация к жизни в обществе, формирование у учащихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, организация их содержательного досуга и т.п.
    3. Развивающие задачи: выявление и развитие творческого потенциала, развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
    4. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

  1. Содержание Программ
    1. Программы, реализуемые в ГАУДО ОЦДОД, направлены на развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебной (предметной) компетентности учащихся, составляющих психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
    2. Реализация Программ ведется на основе использования современных, образовательных технологий, форм, методов организации учебно-воспитательного процесса, его контроля и управления.

4.3. Содержание и материал Программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

4.3.1. «Стартовый уровень» (ознакомительный, общекультурный). Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания Программы.

4.3.2. «Базовый уровень» (основной). Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

4.3.3. «Продвинутый уровень» (углубленный, уровень мастерства, уровень совершенства). Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

4.4. Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

4.5. Содержание Программ должно соответствовать:

  • достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям города, региона;
  • определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • направленностям Программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической в соответствии с имеющейся у ГАУДО ОЦДОД лицензией на образовательную деятельность);
  • современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение учащихся).

4.6. Содержание Программ и сроки обучения по ним определяются непосредственно образовательной программой (учебным планом), разработанной и утвержденной в соответствии с установленным порядком утверждения Программ.

  1. Планируемые результаты освоения Программ
    1. Планируемые результаты освоения Программ формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, или компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения Программы.
    2. В зависимости от особенностей организации образовательного процесса аттестация учащихся может быть организована в различных формах: сдачи нормативов, зачетных занятий, контрольных и практических работ, открытых занятий, защиты проектов, выставок, концертов, конкурсов, соревнований, праздников, фестивалей и т.п.
    3. Важной частью отслеживания результативности деятельности детско-юношеских коллективов является психолого-педагогические показатели, характеризующие процессы личностного развития учащихся (в том числе, творческое развитие, уровень воспитанности, психологический комфорт, удовлетворенность воспитательно-образовательным процессом и другие).
    4. Показатель сформированности компетенций, знаний, умений и навыков и их учет по каждому учащемуся, определяется непосредственно педагогом.
    5. В секциях спортивной направленностей итогом овладения программным материалом могут являться сдача нормативов, зачетные классификационные соревнования и походы (с последующим оформлением спортивных разрядов).
    6. В творческих объединениях иной направленности результаты выступлений на конкурсах, фестивалях, выставках и иных мероприятиях. По результатам сдачи нормативов или контроля выполнения программы педагогом оформляются ведомости зачета.
    7. По итогам образовательной и воспитательной деятельности в конце учебного года по каждому учащемуся или детско-юношескому коллективу подводится контрольный результат, проводятся творческий отчет или итоговые занятия, в том числе с присутствием родителей и законных представителей учащихся.
    8. Объективными показателями результативности образовательного процесса в ГАУДО ОЦДОД также является устойчивость интереса детей к предлагаемой деятельности, выражающейся в сохранности контингента детей по годам обучения.
  2. Структура Программ
    1. Программа включает следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, условия реализации программы, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, планируемые результаты, методическое обеспечение, контрольно-оценочный раздел, список использованной литературы.
    2. Титульный лист включает: наименование образовательной организации; где, когда и кем утверждена программа; название Программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации программы; Ф.И.О., должность разработчика программы; название города, населенного пункта; год разработки программы.
    3. Пояснительная записка – раскрывает направленность (профиль) программы; актуальность - соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие её от других программ; адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе; объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий; срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; уровни сложности освоения программы – стартовый, базовый, продвинутый; режим занятий – периодичность и продолжительность занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

6.4. Условия реализации Программы включают:

- материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);

- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

- кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.

6.5. Учебно-тематический план Программы включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

6.6. Содержание Программы раскрывается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

6.7. Методическое обеспечение Программы включает следующие параметры:

- особенности организации образовательного процесса – очно, очно-заочно, заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и др.;

- методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети с ограниченными возможностями здоровья) и др.;

- формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, проект, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и другие;

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.;

- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

6.8. Контрольно-оценочный раздел представлен следующими материалами:

- формы аттестации - разрабатываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы, согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.);

- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.;

- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.;

- оценочные материалы включают перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

6.9. Список использованной литературы содержит основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок.

6.10. Для реализации Программ в ГАУДО ОЦДОД педагогом составляется календарно-тематический план. По итогам реализации Программы проводится мониторинг выполнения учебного плана в соответствии наполняемости и объема реализации учебно-тематического плана.

  1. Права разработчика Программы

7.1. Разработчик Программы самостоятельно определяет:

  • цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной общеобразовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от других программ в логике основной деятельности учреждения в соответствии с Уставом;
  • образовательную область и содержание Программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;
  • состав учащихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.) в соответствии с комплектованием и государственным заданием;
  • приемы, методы и формы организации образовательного процесса по Программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;
  • ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.

7.2. Программа должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент корректировки программы разработчик фиксирует в пояснительной записке или механизме ее реализации.

  1. Ответственность
    1. Ответственность за своевременность составления, обновления содержания и экспертизу Программ лежит на педагогах, их реализующих, и руководителях структурных подразделений.
    2. Педагог – разработчик Программы несет ответственность за качество и полноту реализации общеобразовательной общеразвивающей программы; объективность контроля учебных достижений учащихся.
    3. Руководители структурного подразделения и методического объединения ГАУДО ОЦДОД несут ответственность за качество проведения экспертизы Программы.
    4. Председатель методического совета несет ответственность за качество проверки проведения экспертизы и прохождение ежегодного согласования Программы.
    5. Программы, реализуемые в ГАУДО ОЦДОД, подлежат ежегодному обновлению с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Согласовываются с педагогическим советом и методическим советом и утверждаются директором ГАУДО ОЦДОД ежегодно.

  1. Порядок рассмотрения и утверждения Программ
    1. Руководитель структурного подразделения или методического объединения (методист) составляет внутреннее экспертное заключение (рецензию) на Программу.
    2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой Программы и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ). Педагог дополнительного образования детей самостоятельно привлекает к экспертизе Программы внешних экспертов и получает от них заключение (рецензию).
    3. По итогам экспертиз методического объединения и внешнего эксперта Программа проходит согласование на методическом совете и рекомендуется для ее согласования педагогическому совету учреждения.

9.4 Утверждение Программы осуществляет ежегодно директор с изданием соответствующего приказа.