Положение об организации дистанционного обучения в государственном автономном учреждении дополнительного образования  «Областной центр дополнительного образования детей»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального Закона РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ» ст. 16; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. №298н «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; нормативных документов и локальных актов государственного автономного учреждения дополнительного образования «Областной центр дополнительного образования детей» (далее - ГАУДО ОЦДОД).

1.2. Данное Положение устанавливает порядок деятельности ГАУДО ОЦДОД по внедрению дистанционного обучения, это целенаправленное и методически организованное руководство воспитательно-образовательной деятельностью, основанное на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимся.

1.3. Основными целями использования дистанционного обучения являются:

    • повышение доступности образовательных услуг для учащихся;
    • реализация дополнительного образования для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • интеграция дистанционного обучения с классическими формами обучения с целью повышения их эффективности.
    • охрана здоровья и жизни учащихся в период карантина.

1.4. Основными принципами организации дистанционного обучения являются:

  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательных отношений с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, официальный сайт ГАУДО ОЦДОД, форумы, электронная почта, on-line конференции, on-line уроки, социальные сети и др.);
  • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях образовательной деятельности;
  • принцип вариативности, дающий возможность участникам образовательных отношений работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время, а также в дни непосещения занятий учащимися по неблагоприятным погодным условиям по усмотрению родителей (законных представителей) и дни, пропущенные по болезни или в период карантина;
  • принцип модульности, позволяющий использовать ученику и педагогу необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
  • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся;
  • предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения).

1.5. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает:

  • значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий;
  • регулярный систематический контроль и учет знаний учащихся;
  • методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны ГАУДО ОЦДОД;
  • возможность реализации в комплексе с традиционной формой получения образования.

  1. Участники образовательной деятельности

Участниками образовательной деятельности с использованием технологий дистанционного обучения являются:

  • учащиеся;
  • родители (законные представители) учащихся;
  • педагогические работники;
  • авторы (разработчики) дистанционных курсов;
  • административно - управленческий персонал.

III. Организация дистанционного обучения

    1. Прием учащихся на дистанционное обучение в ГАУДО ОЦДОД осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей).
    2. Образовательная деятельность с применением дистанционного обучения реализуется в соответствии с планом работы ГАУДО ОЦДОД в заочной форме.
    3. Организация дистанционного обучения в ГАУДО ОЦДОД состоит из следующих этапов:
  • оформление заявления родителей (законных представителей), заключение договора (платная / бесплатная форма обучения), зачисление учащегося на дистанционное обучение;
  • проведение вводных (установочных) занятий, передача заданий слушателю;
  • самостоятельная работа заявителя с использованием учебных материалов;
  • организация промежуточного контроля в форме тестовых заданий, итоговых работ, выставки работ, конкурсы в электронном виде;
  • проведение итоговой аттестации или тестирование по завершении курса.
    1. Для обеспечения образовательной деятельности при дистанционном обучении наряду с традиционными информационными ресурсами используются электронные учебные и учебно-методические материалы, включающие программы, лекции, официальные документы, мастер-классы, проекты, ПК-презентации, электронные экскурсии, контрольные задания и тесты.
    2. Все учебные и методические материалы передаются в личное пользование зачисленного заявителя без права их тиражирования или передачи третьим лицам и организациям.
    3. Информация заявителю передается по электронной почте, через социальные сети, через мобильные приложения педагогом в личном общении.
    4. Основными формами образовательной деятельности в системе дистанционного обучения являются:
  • веб – занятия - проведение дистанционных занятий, конференций, семинаров, форумов, деловых игр, практикумов и других форм занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций;
  • самостоятельная работа по изучению полученных учебных материалов в печатном и электронном виде и материалов, размещенных в базах данных дистанционного обучения;
  • консультирование в ходе освоения тем курса, в том числе в форме вебинара, дистанционный прием итогового теста;
  • дистанционные конкурсы, фестивали, выставки – проведение дистанционных мероприятий для всех желающих;
  • дистанционные мастер-классы по различным видам творчества;
  • дистанционные курсы;
  • видеолектории;
  • виртуальные экскурсии.

3.9. Дистанционное обучение может быть прекращено в следующих случаях:

  • окончание обучения;
  • систематическое невыполнение контрольных заданий, нарушение сроков сдачи итоговых работ;
  • нарушение договора;
  • отмена карантина.

4. Организация образовательного процесса во время карантина

(режим работы)

4.1. Директор ГАУДО ОЦДОД на основании указаний органов исполнительной власти, учредителя издаёт приказ о временном приостановлении учебно-воспитательного процесса и организации карантинного режима в учреждении.

4.2. Во время карантина деятельность ГАУДО ОЦДОД осуществляется в соответствии с утверждённым режимом работы, деятельность педагогических работников – в соответствии с установленной учебной нагрузкой, расписанием учебных занятий, иных работников – режимом рабочего времени, графиком сменности.

4.3. Директор ГАУДО ОЦДОД:

      • осуществляет контроль по организации ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса с документами, регламентирующими организацию работы учреждения во время карантина;
      • контролирует соблюдение работниками ГАУДО ОЦДОД карантинного режима;
      • осуществляет контроль по реализации мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ;
      • принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы ГАУДО ОЦДОД во время карантина;

4.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учащимися; определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности с учащимися во время карантина: виды, количество работ, форму обучения (дистанционная, самостоятельная и др.), сроки получения заданий учащимися и предоставления ими выполненных работ, сроки размещения информации на сайте ГАУДО ОЦДОД;
  • осуществляет информирование всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, иных работников учреждения об организации работы во время карантина, в том числе через сайт ГАУДО ОЦДОД;
  • организует информирование родителей (законных представителей), учащихся о соблюдении карантинного режима с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья учащихся ГАУДО ОЦДОД;
  • осуществляет контроль по корректировке календарно-тематического планирования рабочих программ педагогами дополнительного образования;
  • разрабатывает рекомендации для участников учебно-воспитательного процесса по организации работы во время карантина, организует использование педагогами дистанционных форм обучения, осуществляет методическое сопровождение и контроль по внедрению современных педагогических технологий, методик, направленных на увеличение резервных часов, с целью реализации в полном объёме образовательных программ;
  • осуществляет контроль по работе с учащимися, находящимися на карантинном режиме;
  • организует учебно-воспитательную, научно-методическую, организационно-педагогическую деятельность педагогического коллектива в соответствии с планом работы ГАУДО ОЦДОД;
  • анализирует деятельность ГАУДО ОЦДОД во время карантина.

4.5. Педагоги, являющиеся руководителями детских объединений:

  • проводят разъяснительную работу с родителями (законными представителями), доводят информацию о карантинном режиме в учреждении и его сроках через личное сообщение по домашнему (мобильному) телефону, или через другие виды связи;
  • доводят информацию до учащихся и их родителей (законных представителей) о заданиях на период карантинного режима с целью выполнения программного материала, в том числе в дистанционном режиме;
  • информирует родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей во время карантина, в том числе с применением дистанционных форм обучения и самостоятельной работы учащихся.

5. Организация процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

5.1. Дистанционное обучение осуществляется на принципе добровольного участия детей с ОВЗ на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации ребенка - инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - рекомендации специалистов).

5.2. Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ ГАУДО ОЦДОД осуществляет следующие функции:

  • проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей с ОВЗ;
  • создает и поддерживает на сайте ГАУДО ОЦДОД пространство для дистанционного обучения детей с ОВЗ, в котором, в том числе, размещает информацию о порядке и условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ, форму заявления о дистанционном обучении ребенка с ОВЗ;
  • осуществляет организацию учебно-методической помощи учащимся с ОВЗ, родителям (законным представителям) учащихся детей-инвалидов;
  • информирует родителей (законных представителей) о порядке и условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ.

5.3. Родители (законные представители) детей-инвалидов, детей с ОВЗ, желающие обучать детей с использованием дистанционных образовательных технологий, представляют в ГАУДО ОЦДОД следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа об образовании (при его наличии);
  • копию документа об установлении инвалидности;
  • справку о рекомендованном обучении ребенка-инвалида на дому.

Заявление и необходимые документы (далее - документы) представляются в ГАУДО ОЦДОД лично.

5.4. Причинами отказа являются:

  • предоставление недостоверных сведений о ребенке-инвалиде;
  • отсутствие технических возможностей по организации рабочего места ребенка-инвалида и (или) педагогического работника.

5.5. С учетом технических возможностей, при наличии согласия ГАУДО ОЦДОД и педагогического работника рабочее место педагогического работника оснащается аппаратно-программным комплексом и обеспечивается доступом к сети Интернет в образовательном учреждении.

5.6. Формы обучения и объем учебной нагрузки учащихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ОВЗ.

5.7. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов предполагает выбор детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана.

VI. Текущий контроль и итоговая аттестация

6.1. Оценка результатов деятельности учащихся при дистанционном обучении проводится в форме текущего контроля и итоговой аттестации. Текущий контроль осуществляется с целью получения необходимой информации о степени и качестве освоения учебного материала.

Прохождение итоговой аттестации возможно в форме:

  • удалённого компьютерного тестирования;
  • ввода письменных ответов на вопросы или тест в файл на компьютере с помощью текстового редактора и отправкой результатов по e-mail или на электронном носителе;
  • сдача итогового тестирования в ГАУДО ОЦДОД.

VII. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологи

7.1. Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в ГАУДО ОЦДОД обеспечивается следующими техническими средствами:

  • персональный компьютер, web-камера, микрофон, проектор, экран;
  • программное обеспечение для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
  • локальная сеть с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.

7.2. Техническое обеспечение учащегося с использованием дистанционных образовательных технологий.

Учащиеся дома должны иметь:

  • персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
  • стабильный канал подключения к Интернету;
  • программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами.

VIII. Отчетные документы

8.1. Результаты обучения подтверждаются следующими документами:

  • заявкой на обучение;
  • договором с заявителем о проведении обучения;
  • платежными документами об обучении (при платном обучении);
  • журналом учета учебного времени;
  • анализ плана работы по дистанционному обучению.