АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Методические рекомендации, включающие алгоритмы действий по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет, разработаны АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» и ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» по заданию Минпросвещения России, в рамках исполнения поручения Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, реализации межведомственного комплекса дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020–2021 годы. Большое внимание в методических рекомендациях уделено рассмотрению вопросов профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних, предупреждения негативного воздействия информации, распространяемой в сети Интернет, обеспечения сохранения жизни и здоровья детей.

КАКИЕ ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНООГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВАС НАСТОРОЖИТЬ

Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска. Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но ДОЛЖНО ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

! повышенная возбудимость

несоответствующая эмоциональная реакция: смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода или плачет при позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки), тревожность, перерастающая в грубость, откровенную агрессию

! зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессиям 

! утрата прежнего эмоционального контакта с близкими людьми

! проявление навязчивых движений!избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги)

! неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям

! стремление показать свое «бесстрашие» окружающим

! стремление быть в центре внимания любой ценой

!нелюдимость, отчужденность в школьной среде, в семейнобытовых взаимоотношениях, отсутствие друзей, низкие навыки общения

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ (ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ)

конфликтное поведение (частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле (буллинге)

ведение тетради или записной книжки, в которую записывает имена других людей, агрессивные высказывания в их отношении, либо делает негативные рисунки (ребенок угрожает окружающим тем, что запишет чье-то имя в свою тетрадь или записную книжку)

проявление интереса к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида

участие в неформальных асоциальных группах сверстников (безнадзорные подростки, склонные к противоправному поведению)

трансляция деструктивного контента в социальных сетях (выкладывание личных фото, пересылка понравившихся фото,

«лайки»)

навязчивое рисование (рисует жуткие и пугающие картины либо просто заштриховывает бумагу)

! коллекционирование и демонстрация оружия (чаще всего ножей)

пассивный протест (уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от речевого общения)

жестокое обращение с животными, со сверстниками (частое участие в драках), другими людьми

увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости

участие в поджогах, «играх» с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами

резкие и внезапные изменения в поведении (отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски школьных занятий, потеря интереса к любимому учебному предмету)

подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для ребенка (слепое копирование негативных форм поведения, речи, манеры одеваться и др.)

появление у несовершеннолетнего (приобретение) предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи и иные предметы, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; небольшие магниты; липкая лента или скотч; рабочие перчатки), для рекламы интернет-магазинов наркотиков (аэрозольные баллоны с краской, трафареты, кисти и валики)

появление у ребенка информации, которую он пытается утаить от родителей (законных представителей) (ведет переписку (общается по телефону) с неизвестными взрослыми собеседниками; заводит на семейном компьютере чаты и отдельные папки, на которые установлен пароль; хранит в смартфоне фотографии с участками местности, помещений, зданий или изображений с фрагментами карты населенного пункта без объяснений причин (это могут быть полученные от наркоторговца локации, где должна быть заложена закладка, или фотоотчеты несовершеннолетнего наркокурьера)

ребенок срочно (внезапно) выходит из дома под различными предлогами в позднее время суток (обычно курьеры-закладчики наркотиков работают по внезапно появившимся заказам в темное время суток)

использование в речи новых, нехарактерных для Вашего ребенка выражений, слов, терминов, криминального сленга; манера говорить производит впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных текстов

Важно! осваивать Интернет- технологии, завести аккаунт в популярных социальных сетях (особенно, если там зарегистрирован обязательно ребенок) объяснять ребенку, что далеко не все, что он может прочесть или увидеть в Интернете, — правда использовать средства блокирования нежелательного материала, средства родительского контроля (Kaspersky Safe Kids, mSpy, Norton Family Parental Control), с помощью которых возможно ограничивать нежелательный контент, продолжительность нахождения в сети, а также пользование Интернетом

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОГРАДИТЬ РЕБЕНКА ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

приучать себя и ребенка стать другом своему ребенку к конфиденциальности: в социальных сетях (делиться не сообщать позитивной информацией, изучать

персональные данные, поступающие от него ссылки, узнавать

адрес, не рассказывать о виртуальных друзьях, о встречах

о материальном состоянии ребенка с ними в реальной жизни; если семьи, не делиться ребенка что-то пугает или настораживает, проблемами публично ему кто-то угрожает в социальных сетях,

в переписке,то он обязательно должен сообщить об этом родителям)

в ночное время; средства родительского контроля, предоставляемые операторами мобильной связи

договориться о возможности установки на гаджеты ребенка новых программ и приложений только с родительского ведома и согласия ограничивать время пользования гаджетами с выходом в Интернет

(проведите ВМЕСТЕ с ребенком час без Интернета, а потом и день без него)

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ТРЕВОЖНЫХ СИГНАЛОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

При выявлении признаков деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.

На первом этапе возможно консультирование с психологом без участия несовершеннолетнего, но если исполнение первичных рекомендаций специалиста не дает результатов, и ситуация ухудшается, то родителю необходимо посетить психолога (в образовательной организации, центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в учреждении социального обслуживания (территориальном центре социальной помощи семье и детям, центре психолого-педагогической помощи населению, центре экстренной психологической помощи и иных), в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и иных), в медицинской организации и иных) вместе с ребенком, чтобы специалист смог оценить все факторы риска деструктивного поведения.

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

Проявить к ребенку ласку и заботу, постараться открыто обсудить причины поведения, появления деструктивных признаков, но при этом не допускать в речи осуждающих фраз и не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного

Рассказать о своих проблемах и переживаниях в его возрасте, о собственном отношении к выявленной проблеме (к наркотикам, жестокости, травле, протестным движениям и др.)

Принять меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней (например, без предупреждения отправиться в гости, в другой населенный пункт, на дачу, в горы или на море; внезапная пропажа ребенка из поля зрения лица, вовлекающего в деструкцию, часто влечет прекращение дальнейшего «сотрудничества»)

ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ»

В подростковом возрасте повелительное наклонение при общении («Пора спать!», «Убери телефон», «Выключай компьютер!») вызывает агрессию, обиду. Подросток прекрасно различает, слушаете ли Вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре. Всего несколько минут внимательного активного слушания могут Вам помочь. Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет», предполагающие развернутый ответ («Как?», «Какой?», «Почему?», «Каким образом?»).

Выражайте словами свое эмоциональное состояние или состояния ребенка: «Меня очень волнует...», «Я вижу, тебя огорчает, что...», «Тебе грустно (тревожно, плохо, обидно), я чувствую. Почему?». При «активном слушании» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

«КОНТАКТ ГЛАЗ»

Чтобы разговор «состоялся», Ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60 – 70% всего времени общения. Взгляд, выражение лица — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на Ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица — эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова.

«ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ»

Для ребенка очень важен физический контакт. Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые прикосновения смягчают душу и снимают напряжение. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти «медвежьи шалости» не менее важны, чем для девочки «телячьи нежности».

По мере того, как дети растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты.

Помните! Все, что мы с Вами делаем, должно идти на пользу нашим детям, укреплять ребенка, а не разрушать его.